Лента новостей

«Зеленая» энергетика в Казахстане интересна майнерам криптовалют

Исполнительные органы власти Казахстана и ОАЭ готовы реализовать масштабные проекты в сфере «зеленой» энергетики.

8 октября вышло Постановление Правительства Республики Казахстан за № 719 «О подписании Совместной декларации Правительства Республики Казахстан и Правительства Объединенных Арабских Эмиратов о создании долгосрочного стратегического партнерства для развития проектов в приоритетных отраслях». Этот документ предварял визит главы кабмина Казахстана, Аскара Мамина, который состоялся 9-10 октября, и о котором появился подробный отчет на сайте премьер-министра страны.

Продолжение сотрудничества Казахстана и ОАЭ

Речь идет о совместных проектах двух стран на сумму более чем 6 млрд долларов. Уже в текущий момент со стороны ОАЭ есть участие в 11 масштабных инвестиционных проектах в Казахстане. Эти уже реализующиеся проекты оцениваются в сумму более 3,5 млрд долларов. Таким образом, речь идет о продолжении и расширении того инвестиционного взаимодействия между двумя странами, которое уже осуществляется.

Одни из тех проектов, которые будут потенциально в дальнейшем осуществляться — это энергетические. Сразу стоит отметить, что парламент Казахстана еще рассмотрит новые проекты и определит свою позицию по ним.

Сейчас известно, что стороны указанного в начале соглашения «признают, что Правительство Республики Казахстан намерено осуществить прямую адресную продажу до 100 (сто) процентов государственных долей участия в уставном капитале ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» (далее – ШГЭС) и ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» (далее – УКГЭС, совместно с ШГЭС именуемые «гидроэлектростанции») консорциуму инвесторов Абу-Даби и казахстанских инвесторов». Обращает внимание на себя то, что речь идет о продаже «консорциуму инвесторов Абу-Даби и казахстанских инвесторов», то есть о реализации совместной инвестиционной инициативы.

Контроль над «Самрук-Энерго» останется за правительством Казахстана

Кроме того, отмечается, что «для целей реализации стратегических инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики Правительством Республики Казахстан, как акционером фонда национального благосостояния Республики Казахстан (далее – Самрук-Казына), разрешается Самрук-Казыне отчуждать до 39% акций АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями» (Kazakhstan Electricity Grid Operating Company) «KEGOC» и до 49% акций АО «Самрук-Энерго» и (или) активов группы компаний АО «Самрук-Энерго»». Таким образом, 51% или больше акций в «Самрук-Энерго» останется за правительством Казахстана, которое сохранит контрольный пакет.

АО «Самрук-Энерго» было создано 18 апреля 2007 года, а в 2020 году на электростанции, которые входят в это общество, пришлось 6 026 МВт энергии (26% от общей величины установленной мощности электростанций Единой энергетической системы Республики Казахстан). Объем же фактически произведенной энергии (31 385 млн кВт-ч) в том же году составил 29% от общей выработки энергии по стране.

9 ноября АО «Самрук-Энерго» сообщило о том, что «утверждена новая Стратегия развития компании на ближайшие 10 лет. Помимо остального документ предусматривает планы по развитию «зеленой» энергетики»».

Мир переходит на «зеленую» энергетику

Вопрос перехода глобальной и страновых экономик на «зеленую» энергетику является, безусловно, непростым. Так, на прошедшей в Глазго Климатической конференции, COP26, которая состоялась под эгидой ООН в период с 31 октября по 12 ноября, говорилось о том, что классическая энергетика, быть может, столкнется с тем, что оборудование на сумму около 12,5 трлн долларов может быть вынужденно списано на убытки. Это произойдет не одномоментно, а с течением времени.

Страны уже начинают адаптироваться к предстоящим реалиям. Правительство премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона представило «дорожную карту» на 368 страницах по движению своей страны по данному направлению.

Планируется к 2025 году потратить 124 млн британских ф.ст. на высаживание новых деревьев на площади 30 тысяч га. Начиная с 2030 года Великобритания намерена прекратить регистрацию новых автомобилей, которые работают на бензиновом или дизельном топливе. К 2050 году планируется, что на дорогах Туманного Альбиона будут ездить лишь электрокары, самолеты в небе будут оказывать нулевую нагрузку на окружающую среду.

Ожидается, что «зеленая энергетика» даст ВВП Великобритании плюс в размере 700 млрд в долларовом эквиваленте, при этом списания в области классической энергетики достигнут 120 млрд долларов к 2036 году.

Сроки — большие, но некоторым странам нужно будет двигаться намного быстрее. На COP26 звучали оценки, что ВВП Норвегии может упасть к 2036 году на 9%, если не будет быстро сокращать долю нефти в своем экспорте. Если США не будут также сокращать свою зависимость от классических видов энергии, то за 15 лет потери ВВП США могут составить 3,5 трлн долларов. Аналогичные потери для Канады оцениваются в 920 млрд долларов.

Вопрос улучшения глобального климата — это не только изменения в области энергетики. Так, в Ирландии 35% всей углеводородной нагрузки на окружающую среду генерируется в сельском хозяйстве, что значительно больше, чем в среднем в Европе (11%). Исходя из этого, Дублин уже планирует уменьшить масштабы работы агропромышленного комплекса своей страны.

Углеродная нейтральность

Страны ОПЕК, включая ОАЭ, также понимают, что будущее — за «зеленой энергетикой». В ОАЭ заявили, что на проекты по этому направлению они намерены потратить до 2050 года около 163 млрд долларов, стремясь достигнуть к 2050 году углеродной нейтральности. Как прокомментировал данное решение премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, «восхитительная новость заключается в том, что ОАЭ — первая страна в Персидском заливе, которая решила к 2050 году перейти к политике нулевой нагрузки по углеводородным выбросам».

О движении к углеродной нейтральности не позднее 2060 года ранее заявил президент России Владимир Путин.

Стоит также обратить внимание на еще один важный тренд: примечательно, что крупнейшие мировые нефтяные гиганты из стран Европы и США в текущем году рекордно снижают объем вложений в новое оборудование, связанное с добычей нефти, чего не наблюдалось много лет. И хотя акции энергетических компаний в S&P 500 — самые сильно подорожавшие с начала года, если брать в целом по сегменту, однако в этих компаниях не хотят отставать от тренда.

«Зеленая» стратегия Китая

Пекин, реализуя концепцию «зеленой» энергетики, идет на то, что закрывает целый ряд промышленных предприятий, причем в разных отраслях, если считает, что их деятельность оказывает чрезмерную негативную нагрузку на окружающую среду. Причем, нередко речь идет о предприятиях, которые успешно работают в финансовом плане, обеспечивают рабочие места.

Возникший в конце лета энергодефицит в Поднебесной привел власти Китая к тому, что они в текущем году фактически вынудили майнеров криптовалют, в частности, биткоина, прекратить свою деятельность в Поднебесной и переместить свои операции в другие страны. В соответствии с данными Центра альтернативных финансов Кембриджского университета, наибольшее перемещение оборудование было отмечено в США, а также в Казахстан.

Инвестиции в майнинг криптовалют и в «зеленую» энергетику идут рука об руку

Логика развития мировой индустрии майнинга криптовалют ведет ее ко все большему использованию энергии из возобновляемых источников — воды, Солнца, ветра. Поскольку майнинговая индустрия осуществляет масштабные вложения в майнинговое оборудование, то ее развитие само по себе делает интересным для инвесторов и вложение в создание генерации энергии «зеленым» способом. То есть, майнинг криптовалют «притягивает» и создает устойчивый спрос на «зеленую» энергетику, что очень важно для инвесторов в нее.

Для Казахстана сотрудничество с ОАЭ в плане развития проектов в области «зеленой» энергетики — это и возможность увеличить суммарную генерацию энергии. Дело в том, что сейчас речь может идти о том, что майнинговая активность, как регулируемая и нерегулируемая, потребляет около 8% всей генерируемой энергии в Казахстане.

Власти справедливо намерены отрегулировать деятельность майнеров в стране, чтобы вся майнинговая активность была регулируемой. С 1 января 2022 года в Казахстане начинает действовать новый налог для майнеров: такой бизнес при потреблении энергии в ходе майнинга цифровых активов будет оплачивать налог в размере 1 тенге за 1 кВт-ч.

Для майнинговой индустрии Казахстана очень важно определить свое место в трансформации экономики страны на пути к «зеленой» энергетике и обсудить свои предложения с правительством и парламентом. Майнеры криптовалют могут обеспечить стабильный спрос на возобновляемую энергетику, привести дополнительные инвестиции в эту сферу, а также обеспечить создание новых рабочих мест и обеспечить обязательные платежи в бюджет государства.

Читать еще:

Новости партнеров

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ