Банк России может установить предельную сумму цифровых активов, которыми могут владеть обычные физические лица.
Банк России разработал пояснения к «цифровым» поправкам, которые 12 марта были приняты Госдумой. Предполагается, что обычное физическое лицо, которое не имеет лицензии профессионального участника финансовых рынков, не сможет покупать криптовалюты на сумму выше определенного значения. Само значение будет, видимо, уточняться. По версии руководителя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, речь может идти о «потолке» в 600 тыс. рублей.
Между тем, такое ограничение вызывает массу вопросов. Неясно, как оно будет осуществляться, так как не все криптобиржи и децентрализованные платформы, к которым имеет доступ российский потребитель, будут готовы:
- а) вводить идентификацию пользователей;
- б) внедрять ограничения по объему покупки средств, исходя из того, что их деятельность может регулироваться иным законодательством в соответствии с «правовым паспортом» юридического лица, то есть местом его регистрации.
Кроме того, пользователь потенциально может открывать несколько кошельков, по каждому из которых, например, может быть соблюден лимит. Наконец, что делать в том случае, если изначально приобретенные криптовалюты на сумму в условные 600 тыс. рублей сильно подорожают — держатель будет вынужден их обязательно продать?
Очевидно, что нарушающие российское законодательство интернет-ресурсы могут быть заблокированы, однако насколько реально это выполнить — остаются вопросы, учитывая непростую ситуацию с блокировкой мессенджера Telegram на территории России.
Еще одним непростым вопросом станет определение того, что понимать под термином «цифровые права»: под него подходит такое большое число активов, включая, например, цифровые «образы» права владения конкретным участком земли или иного объекта недвижимости. В таком случае ограничение в 600 тыс. рублей может вообще свести почти на нет любые операции с токенами в российской сфере недвижимости .