Постоянный автор Coinlife Владислав Гинько (экономист, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ) рассказал о том, почему Госдуме следует хорошо подумать над регулированием криптовалюты в России прежде чем ужесточать правовые нормы по отношению к ней и повторять ошибку SEC.
Председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, будучи одним из авторов законопроекта «О цифровых финансовых активах», заявил в интервью Дума-ТВ, что:
«Есть биткоины, есть Ethereum, есть много криптовалют, сущность которых вызывает большие вопросы. Они ничем не обеспечены. Мы видим, что из-за, так называемого, хайпа, когда огромное внимание и ажиотаж привели к взлету котировок на эти криптовалюты, биткоин стоил почти 20 тысяч долларов. Он сейчас резко упал, хайп сходит на нет, интерес к криптовалютам падает. Я полагаю, что будущее у этих необеспеченных валют нумизматическое и печальное. Скорее всего, уйдут с рынка».
Депутат не исключил, что в будущем могут появиться обеспеченные криптовалюты, но пока их нет.
Несмотря на то, что можно по-разному раскритиковать выше приведенные тезисы, стоит обратить внимание, что речь идет о частных криптовалютах, которые децентрализованы. Они не имеют центрального и ответственного органа эмиссии и управления ими, потому вызывают сомнение у некоторых в том, что они могут быть надежными. Вопрос именно в этом, а не в обеспечении их какими-либо активами: во-первых, на рынке множится число стейблкоинов (всего их сейчас 45), а во-вторых, обычные деньги, в частности доллар США, также ничем из материальных активов не подкреплены.
Однако в каком-то смысле «обеспечение» у фиата все же есть. Оно представляет собой Центральный банк, который проводит эмиссию и который заявляет об определенных параметрах денежно-кредитной политики. Поэтому неслучайно заместитель главы Резервного банка Австралии, Мишель Буллок, заметила, что в случае, когда существующая денежная система работает «вполне неплохо», вряд ли целесообразно будет запускать государственные криптовалюты. Тем более, при отлично работающей финансовой системе, криптовалюты не могут составить конкуренцию обычным деньгам. Лишь мощная девальвация вызывает бегство из национальных валют, что видно на примере Турции, Венесуэлы и Ирана.
В России такой ситуации не наблюдается: из общего объема сбережений россиян в 32,3 триллиона рублей на наличные деньги приходится 5,7 триллиона рублей, а 26,6 триллиона – на банковские депозиты из которых меньшая часть, всего 5,5 триллиона рублей, размещена в иностранной валюте, преимущественно в долларах США. Мы не видим бегство населения из рублей даже в доллары США и тем более в криптовалюты.
Однако другой вопрос – это отток капитала, который проводится корпоративными лицами. Здесь прав Александр Шохин, глава РСПП, который обратился в правительство и к помощнику президента Андрею Белоусову с просьбой обратить внимание на то, что критическое отношение к криптовалютам, которое прослеживается в базовом законопроекте, рассматриваемом сейчас в Госдуме, «будет способствовать уходу участников отношений из российской юрисдикции в иностранные государства с более благоприятным инвестиционным климатом». Это будет как раз стимулировать отток капитала, который осуществляется в иностранной валюте.
Таким образом, создание сложностей для функционирования рынка токенов и криптовалют может наоборот привести к тому, что те средства российских и иностранных предпринимателей, которые заинтересованы во вложении их в развитие финансовых технологий в России, уйдут за рубеж, а это, как минимум, несколько миллиардов долларов прибыли в год.
Кстати, подобную же ошибку уже совершают власти США. Как отмечал глава XRP Capital, Майкл Аррингтон, действия SEC приводят к тому, что американская экономика сталкивается с оттоком капитала, а Конгресс США все не может определиться в своем отношении к криптовалютам.
Чтобы не совершать такой ошибки и поддержать российский рубль, Госдуме следовало бы экономическими стимулами удержать инвесторов в криптовалюты и блокчейн в России. Так, например, сделали в Республике Беларусь, открыв Парк высоких технологий под Минском, или на Филиппинах, где работает специальная экономическая зона Кагаян.
«Песочница» ЦБ РФ для экспериментов с блокчейном и токенами – это хорошо, но нужны законодательные нормы, которые дадут «зеленый свет» тем инвесторам, которые хотят вкладывать средства в российскую экономику. Ведь тот же майнинг – это вложения в строительство green-field предприятий (как, например, в Армении, где недавно открылась площадка по добыче криптовалют с объемом инвестиций в 50 миллионов долларов), а также спрос на электроэнергию, а значит – доход для энергетических компаний страны, которые являются одними из главных плательщиков в российский бюджет.