После принятия закона о криптовалютах в РФ взрывного роста ICO (Initial Coin Offering -процедура первичного размещения токенов) не произойдет, считают эксперты, опрошенные Coinlife.com. Хотя процедура ICO проще, чем IPO (первичное публичное предложение акций), барьеров для физлиц и даже юрлиц будет больше, полагают они. Кроме того, следует учесть налоги, которые пока не определены для владельцев токенов в условиях купли-продажи.
Предложения внесены
Председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков на прошлой неделе сказал, что законопроект будет внесен уже в 2018 году, а в конце марта может быть принят. Законопроект определит порядок выпуска, налогообложения, покупки и обращения криптовалют, а также отрегулирует ICO и, как считает законодатель, защитит граждан от обмана. По словам Аксакова, предполагается, что криптовалюты будут носить определение “иного имущества”.
В проекте Минфина России предлагается разделить понятия криптовалют и токенов, содержащих идею инвестирования. Процесс майнинга в документе ведомства определяется как предпринимательская деятельность, которой занимаются юрлица или индивидуальные предприниматели.
Документ Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) больше направлен на регулирование привлечения капиталов с использованием технологии блокчейн. Документ внесет изменения в действующее законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, а также введет в правовое поле такие понятия, как распределенный реестр и смарт-контракт.
Авторы документов признают, что пока пакет изменений носит рамочных характер и ему нужна доработка. Тем не менее, бурное развитие криптовалют в мире подталкивает к принятию решений, осталось только понять, в каком направлении двигаться дальше.
Согласно данным Coinmarketcap.com, общая капитализация криптовалют в мире за 2017 год выросла более чем в 33,5 раза (на 28 декабря превысила 533,37 миллиардов долларов). Как отмечает Веселин Петков из “Альпари”, 2017 год оказался рекордным для рынка ICO – через первичное размещение токенов было собрано почти 5 млрд долларов.
Оценка экспертов
Предложение РАКИБ эксперты оценили положительно, как и инициативы властей. Если законопроект будет принят в той форме, в которой предлагает внести изменения РАКИБ, мы вряд ли увидим существенные финансовые последствия, считает исполнительный директор Crypto Commission Сурана Раднаева.
Для развития любого рынка требуются четкие и понятные правила игры, отмечает Глеб Задоя, руководитель департамента аналитики компании “Аналитика Онлайн”. “Создание норм регулирования позволит: ограничить доступ на ICO неблагонадежным компаниям и защитить права инвесторов. Это создаст уверенность и повысит привлекательность такого рода инвестиций”, – считает он.
Впрочем, не обошлось без своих “но”. Вопрос о регулировании криптовалют стоит настолько остро, потому что находится на стыке многих противоположных мнений, в свою очередь отмечает ведущий аналитик ГК “Телетрейд” Марк Гойхман. По его мнению, регулировать крипторынок в привычном смысле невозможно, так как создание и движение криптовалют – процесс межнациональный, децентрализованный и скрытый. “Признать криптовалюту платежным средством, как в Японии, значит, узаконить возможность параллельного хождения альтернативных рублю денег. Причем в основном “грязных” денег, ведь европейские эксперты считают, что до 80% оборота биткоинов обслуживает противозаконные операции”, – комментирует аналитик. Поэтому идея Правительства и ЦБ России близка к известному принципу “если нельзя запретить – надо возглавить”, добавляет он.
По мнению Глеба Задоя, рост количества ICO в России будет зависеть от степени жесткости регулирования рынка.
“Большая часть компаний, проводящих ICO являются высокотехнологичными. Таким компаниям ничто не мешает уйти в оффшоры, в другие страны, где процедура проведения ICO проще. Поэтому при регулировании на первоначальном этапе, важно не обременять бизнес налогами и не злоупотреблять бюрократией”, – советует он.
В то же время эксперт отмечает, что на текущий момент, механизмы регулирования рынка, представленные в концепции проекта закона, являются относительно мягкими и главная цель – это создать очертания рынка, обеспечить его легализацию.
Регулирование или создание барьеров?
Эксперт из Crypto Commission обращает внимание, что ICO в России – это прежде всего механизм привлечения средств в начинающие коммерческие проекты (стартапы) с использованием сети интернет. При этом собеседница замечает, что на некоммерческие цели уже давно проводятся публичные сборы средств, которые благодаря интернету можно осуществлять в формате краудфандинга.
“Теперь посмотрим на ICO: наш стартап, который носит коммерческий характер (исходя, конечно, из предположения, что это не мошенничество), привлекает деньги у неограниченного круга лиц в обмен на созданную криптовалюту”, – говорит Раднаева. Поэтому ICO – это прежде всего затраты: на зарплату IT-сотрудников, электричество, покупку техники и амортизацию, аренду или покупку помещения, регистрацию на биржевой площадке, стоимость услуг банка по ведению счета.
“С учетом отсутствия значительного спроса на ценные бумаги в широких слоях населения, на что повлиял печальный опыт начала 90-ых, интерес к криптовалютам еще меньше. Барьеров для вхождения в эту область будет создано больше, а результат получится отрицательным”, – считает эксперт.
Резкого развития ICO не предвидится
Главный аналитик ГК “Телетрейд” Олег Богданов не видит никаких предпосылок взрывного роста ICO в России. “Акционеров защищает закон “Об акционерных обществах”, а что защищает держателей токенов, кроме “честного слова” организаторов ICO? Главным препятствием на пути развития рынка ICO будет нежелание финансовых властей допускать к обращению на территории России криптовалют. Дело в том, что в процессе ICO средства привлекаются в виде криптовалют, которые потом компании нужно будет реализовать за так называемую фиатную валюту. Скорее всего, власти запретят обмен токенов на рубли и другую валюту, а это сделает практически бессмысленным выпуск криптовалют в процессе ICO”, – поясняет свою точку зрения он.
Сурана Раднаева и вовсе уверена, что мы увидим спад по сравнению с ожидаемым ростом. Сначала, конечно, будет ажиотаж, с призывом, что теперь права держателей токенов защищены, и давайте покупать криптовалюту, но едва ли это найдет отклик среди потенциальных краудфандеров, которые должны размещать свои свободные средства не на вкладах, а в виде инвестиций в проекты.
“Помните сцену вначале фильма “Волк с Уолл-Стрит”, где герой Леонардо ДиКаприо обзванивает людей, предлагая им акции, а те их покупают? Вы представляете себе это в России? Теперь добавьте к этому заверения властей, что теперь-то, если что, вы в полной безопасности. Для профессиональных инвесторов – это не совсем то, что нужно. Да, прозрачность нужна, но какой ценой? Интернет используется, чтобы минимизировать транзакционные издержки, а их власти обратно вводят”, – комментирует она.
Иное имущество
Признание криптовалюты в качестве имущества вполне обосновано с точки зрения существующей нормативно-правовой базы, считают эксперты. Поскольку криптовалюта признается имуществом, то владельцам с ее продажи придется платить налоги. При этом владельцы криптовалюты могут претендовать на налоговый вычет, добавляет Задоя.
Другие считают, что признание за цифровыми деньгами статуса “иного имущества” – не самое лучшее решение. “Что такое токен? По своей правовой природе это бестелесная вещь, которая скорее выполняет функцию ценных бумаг, нежели платежного средства. Категорий имущества в природе в принципе не так много, признание такого статуса за чем-то новым – это всегда правовое новшество, а, следовательно, риск”, – говорит Раднаева. Эксперты убеждены, что для криптовалют стоило бы поискать другую формулировку.
В целом, эксперты соглашаются с необходимостью регулирования ICO и рынка криптовалют государством, потому что видят в этом возможность легализации уже происходящих процессов. При этом, обеление рынка и повышение его прозрачности и безопасности, вероятно, создаст барьеры для входа новых участников. Поэтому развитие может замедлиться. Но те, кто «попадет на корабль», будут лучше защищены.