Лента новостей

Россия определилась с тем, как регулировать цифровые финансовые активы

Руководитель юридического департамента ЦБ РФ озвучил консенсус-позицию.

Похоже, что закон о цифровых финансовых активах может быть принят в весеннюю сессию – об этом стало известно со слов руководителя юридического департамента ЦБ РФ Алексея Гузнова. Причина разрешения ситуации — это достижение во властных кругах России некоей общей позиции относительно того, как регулировать криптовалюты.

Один из главных принципов такого подхода заключается в следующем:

«Мы против того, чтобы были институты, которые организовывали бы выпуск криптовалюты и способствовали ее обращению. Но если лицо, владеющее, условно, биткоинами, совершает свою сделку в юрисдикции, которая этого не запрещает, вряд ли мы сможем ограничить его в этом».

Цифровые финансовые активы предлагается выделить в отдельную категорию, чтобы они никак не пересекались с теми финансовыми инструментами, которые уже регулируются действующим законодательством. Цифровые финансовые активы будут, скорее всего, определяться как «вид цифровых прав, который связан с денежными обязательствами, а также с требованиями, вытекающими из обращения ценных бумаг». Они не должны в правовом смысле смешиваться с понятием «ценные бумаги», а также с понятием «безналичные денежные средства».

При этом цифровые финансовые активы будут эмитироваться «операторами», чья деятельность должна будет находиться под контролем Банка России. Кроме того, предполагается «обязать оператора информационной системы, где будет осуществляться выпуск цифровых финансовых активов, в случае необходимости обеспечить к ним доступ».

Как отметил Гузнов:

«Технологически, как коллеги говорят, это возможно, хотя, может быть, это несколько не соответствует идеологии пресловутого биткойна, который базируется на анонимности и на том, что кроме владельца никто не может получить доступ к соответствующему условному имуществу в виде биткоинов, которые находятся в каком-то кошельке».

А что же относительно криптовалют? Глава юридического департамента ЦБ РФ заявил, что «никто не будет запрещать владеть цифровой валютой». Но при этом «в законопроекте прямо формулируется запрет на выпуск, а также на организацию обращения криптовалюты, и вводится ответственность за нарушение этого запрета».

Нашлось место и для определения блокчейна, который детерминируется через более общее понятие — распределенный реестр, который представляется как «самостоятельная оригинальная информационная система». Сам блокчейн упоминал недавно, 12 марта, премьер-министр РФ Михаил Мишустин:

«Особое значение имеет цифровая трансформация федеральных органов исполнительной власти, вообще всей государственной власти, на всех уровнях. Это качество нашей с вами работы, это качество работы министерств и ведомств, служб и агентств. Оно будет определяться тем, насколько оперативно мы сможем использовать технологии последнего поколения. Мы много говорим о них, это так называемые прорывные технологии: блокчейн, роботизация, искусственный интеллект и многое другое. Но также и то, о чём иногда не говорят, но что является основным фактором создания добавленной стоимости уже много лет для тех компаний, которые лидируют в списках самых, скажем так, дорогих компаний мира. Это цифровые платформы».

Стоит заметить, что в ходе второго и третьего чтения в Госдуме указанный законопроект может претерпеть еще изменения, но принципиальные точки, скорее всего, останутся уже неизменными.

Читать еще:

Новости партнеров

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ