Кандидат экономических наук, постоянный эксперт Coinlife Владислав Скавронский поделился своим мнением об ужесточении мер в области регулирования криптовалют со стороны США, что за этим стоит и к чему может привести.
В Фукуоке представители регуляторов стран G20 сделали скандальный шаг
В японской Фукуоке 9 июня прошла встреча глав финансовых ведомств и руководителей центральных банков 20 ведущих стран мира, в результате которой появилось небольшое коммюнике, в котором нашлось место и вопросу регулирования криптовалют. Что же было решено?
Представители регуляторов скопировали два предложения из коммюнике прошлого года, в которых формально высказались положительно о цифровых активах:
«Технологические новации, включая те, которые находятся в основе криптовалютных активов, могут оказать существенные выгоды для финансовой системы и экономики в целом. В настоящее время криптовалютные активы не представляют угрозы для мировой системы финансов и ее стабильности, мы внимательно следим за рисками, которые связаны в том числе с защитой потребителей финансовых продуктов, а также защитой прав инвесторов. Кроме того мы следим за соблюдением мер, направленных против преступлений в финансовой сфере».
Благожелательное отношение к криптовалютам в рамках регуляторной G20 — формальность
То, что это было скопировано с предыдущего коммюнике, уже само по себе говорило о том, что это — не более, чем формальность. Реальность же заключается в том, что финансовая и регуляторная G20 заявила:
«Мы в очередной раз хотим подчеркнуть то, что мы привержены идее применять обновленные стандарты Группы разработки финансовых мер для борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) к виртуальным валютам, и мы намерены принять к исполнению разъяснительную записку FATF по этому вопросу, которая появится в этом месяце».
В этом пассаже очень важны два момента. Во-первых, участники встречи согласились с тем, что еще не написано в записке, а общая тональность криптовалютного регулирования не оставляет сомнений в том, кому это выгодно. Во-вторых, после нескольких лет «раздумий» очевидна спешка в принятии окончательных стандартов криптовалютного регулирования на глобальном уровне. Почему же? Неужели, потому что биткоин в конце мая чуть перепрыгнул за уровень в 9 тыс. долларов?
Почему спешит чиновник Министерства США во главе FATF?
Дело в другом. Нынешний глава FATF, Маршалл Биллингсли, покинет свой пост 30 июня текущего года, так как руководитель этой организации избирается на один год на базе ротационного принципа, то есть каждый год руководителем выступает обычно представитель одной из стран, которая участвует в работе этой международной организации.
В прошлом году, до 30 июня, это был представитель Аргентины, Сантьяго Отаменди, который в феврале прошлого года говорил о необходимости ведения диалога с криптовалютным инвестиционным и предпринимательским сообществом.
А что можно сказать о нынешнем руководителе, который уже скоро покинет свой пост в FATF? Биллингсли — высокопоставленный чиновник Министерства финансов США — ведомства, которое в лице Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) является главным ответственным за исполнение санкций, которые вводит Конгресс США и администрация американского Белого дома. Поэтому в нынешней ситуации, когда диспропорции в отношении доллара и влияния политики США и так очевидны, финансовая и регуляторная G20 делает скандальный шаг. Формально FATF является организацией, которая отстаивает интересы «за все хорошее и против всего плохого» в мировой финансовой сфере, однако американский чиновник, который сейчас возглавляет ее, спешит, а вот зачем вслед за ним торопится G20?
Биллингсли уже внес в требования FATF по криптовалютной торговле те правила, которые выходят за рамки стандартных KYC практик, то есть верификацию личности клиентов криптовалютных бирж. Речь идет об ужесточении KYC, когда криптобиржи становятся объектами такого же строгого регулирования, что и банки. Однако, если банки в случае кризиса получают поддержку от бюджетов стран (существуют системы страхования вкладов в разных государствах), криптобиржи оказываются в ситуации, когда они работают без всех этих мер поддержки, но при этом начнут подвергаться такому же жесткому регулированию, что и обычные банки.
И слова, сказанные на встрече в Японии, звучат лишь формально: в Фокуоке представители G20 согласились на все, что предложит FATF под руководством чиновника из Министерства финансов США, который, в соответствии с присягой, действует в интересах США, а не в интересах всей глобальной экономики, которые носят для него, естественно, второстепенный характер.
Логика разработки правил в США
Конечно, для внутриамериканского дискурса тезисы о том, что американская правовая система носит экстратерриториальный характер, и что все страны мира должны работать по правилам, которые соответствуют интересам США в текущий момент, являются логичными.
Напомним, что об этом ярко и открыто говорил предыдущий президент США Барак Обама, отличающийся от чуть более сдержанного в этом вопросе Дональда Трампа. Обама так писал в своей статье в The Washington Post:
«Только США должны выстраивать правила. США будут принимать решения, а другие страны должны действовать в соответствии с теми нормами, которые устанавливают США и их союзники, и другого варианта просто быть не может».
Увы, неудивительно, что Трамп позволяет себе выходку в том же духе, заявляя, что если глава Китая Си Цзиньпин не прибудет на встречу глав G20, чтобы выслушать, что ему скажет президент США, то Вашингтон введет новые торговые ограничения в отношении экономики Поднебесной.
В использовании FATF для продвижения американских интересов в области регулирования криптовалют нет ничего удивительного, учитывая, что другие международные организации в большинстве своем так или иначе согласуют или открыто продвигают интересы властей США. Власти США вправе стремиться определять свои интересы и продвигать их, однако означает ли это, что все, что выгодно Вашингтону — выгодно всему миру?
Криптовалюты стали помехой для доллара США и санкций
В данный момент Вашингтон решает непростую задачу: как сохранить влияние доллара США и возможность применять эффективно санкции в отношении других государств, пытаясь тем самым влиять на их политику, в ситуации, когда криптовалюты делают выполнение этой задачи невозможной. Об этом откровенно говорил сенатор Брэд Шерман.
Однако очевидно, что такая задача Вашингтона, во-первых, не имеет никакого отношения к тому, ради чего создавалась FATF. А во-вторых, интересы Вашингтона не просто не имеют отношения к интересам других стран, а противоречат им. Ни глобальная поддержка доллара США как мировой валюты, ни поддержание режима санкций в работающем отношении — практически никого не интересуют в мире, кроме самих властей США и, отчасти, Великобритании.
Стоит заметить, что аппарат FATF как раз контролируется британским подданным Дэвидом Стюартом, который занимает в организации с ноября 2015 года должность исполнительного секретаря. Через него проходит вся методическая работа в отношении создания того формата регулирования криптовалют, на который так опрометчиво согласились участники японской встречи G20.
Ужесточение регулирования в области криптовалют — новый тренд, но в чьих он интересах?
Регулирование криптовалют будет ужесточаться, и это будет делаться в интересах исключительно США, сознательно или нет. На то, что это контрпродуктивно, обращают внимание и в самих США. Комментируя черновой вариант регулирования, опубликованный FATF в феврале, американская консалтинговая компания Chainalysis, которая имеет близкие связи с федеральным правительством США, предупредила, что выполнить его будет невозможно, так как криптовалюты — это не то, что можно положить в ящик и закрыть на ключ. То есть, регуляторный удар по централизованным криптобиржам приведет к тому, что торговля криптовалютами будет менее отслеживаемой, она уйдет на децентрализованные платформы.
Вашингтон не сможет добиться соблюдения санкций таким образом, хотя G20 заявила, что намерена усилить работу FATF через подключение к выполнению ее правил еще одной организации — Управления по финансовой стабильности, которое также следует в русле интересов Министерства финансов США. Опять Вашингтон пишет правила для всех, но в интересах себя — и это не скрывается.
Так, Сигал Манделкер, еще один высокопоставленный чиновник Министерства финансов в ранге заместителя главы департамента, выступая на криптовалютной конференции Consensus 2019 в Нью-Йорке, откровенно заявила:
«Во время нашего президентства в FATF, США поработали с другими странами, чтобы в итоге было ясно, как все страны должны регулировать криптовалютную деятельность и наблюдать за организациями в этой сфере».
Она тогда также упомянула, что в июне стоит ожидать того, что работа эта будет уже завершена, и всем участникам FATF будет сказано, как им «стоит выполнять свои обязательства».
При этом она сослалась на американское законодательство в этой сфере, то есть не имеющее отношения к FATF, приведя в пример то, что разработало американское правительственное ведомство FinCen, как и OFAC, находящееся в рамках Министерства финансов США. Она также призвала, чтобы «все изучали тщательно, что написано в этом 30-страничном документе». Представитель Министерства финансов США заявила, что те положительные возможности, которые открывают криптовалюты, должны быть «недоступны для тех стран, чьи политические режимы не одобрены властями США».
Так стоит ли настолько беспрекословно слушаться рекомендаций FATF, которые де-факто под прикрытием «общемировых интересов» выполняют заказ Вашингтона, ориентированный на жесткий подход к криптовалютам, которые мешают руководству США чувствовать, что санкции работают и доллару США верят, как прежде?
Фото: shutterstock.com
*Точка зрения автора, статьи которого публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.